Рабочие «Норникеля» рассказали, как тестировали курский экзоскелет

Рабочие «Норникеля» рассказали, как тестировали курский экзоскелет

Недавно курские учёные представили обновлённую версию промышленного экзоскелета Exo Heaver

 

Металлическая конструкция хоть и не даёт в полной мере почувствовать себя Железным человеком, но существенно облегчает физический труд работника. Устройство позволяет поднимать предметы весом до 60 кг без серьёзной нагрузки на организм. «КИ» примерили курскую версию костюма Тони Старка и узнали, что будущее ближе, чем кажется.

 

Для груза – третья рука

Первый экзоскелет (в переводе с греческого – «внешний скелет») был разработан в США в 1960 годы и назывался Hardmann, однако из-за внушительного веса в 680 килограммов этот проект был признан неудачным. С тех пор было немало попыток создать идеальное снаряжение сверхчеловека. Во многих странах экзоскелеты разрабатывались преимущественно для военных целей и для реабилитации людей с ограниченными возможностями. Именно медицинской модификацией около 7 лет назад занялись и курские учёные.

 

Содержание статьи:

– Та версия предназначалась для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позже возникли задачи промышленного характера. Этим направлением мы занимаемся уже около 5 лет, – рассказал заведующий кафедрой мехатроники и робототехники ЮЗГУ Сергей Яцун. – На сегодняшний день нами создана целая серия таких аппаратов. Они позволяют решать задачи самого разного свойства, в том числе перемещения с грузами на большие расстояния.

 

Вес самой конструкции варьируется от 12 до 28 кг и позволяет поднимать грузы массой до 60 кг. В некоторых моделях разработчики добавили экзоскелету третью руку – навесной кран, способный оторвать от земли 12-килограммовый груз без использования физической силы человека.

 

Рабочие «Норникеля» рассказали, как тестировали курский экзоскелет

– Несмотря на механизацию и автоматизацию, ручной труд присутствует на многих предприятиях. Возьмём, к примеру, строительную область: здесь огромное поле для работы. Сейчас, я знаю, в Москве в известной компании проходят испытания нашего изделия. Следующая тематика – это различные складские помещения, связанные с логистикой, с переносом груза, кроме того, надо помнить, что, конечно, оборонная промышленность интересуется такими разработками, – отметил Сергей Яцун.

 

По словам авторов проекта, стоимость одного экзоскелета при серийном производстве будет невысокой в сравнении с зарубежными аналогами – от 100 до 200 тысяч рублей. В некоторых моделях система полностью автономна и не требует использования аккумуляторов.

Курский Exo Heaver не первый месяц проходит обкатку на предприятиях «Норникеля». Разработчики уже улучшили конструкцию с учётом пожеланий рабочих. К примеру, за счёт применения алюминиевых деталей удалось снизить вес изделия. Дополнена и его «умная» начинка.

 

Рабочие «Норникеля» рассказали, как тестировали курский экзоскелет

– Мы установили на борту нашего аппарата многочисленные датчики, которые отслеживают и вес поднимаемого груза, и качество воздуха на рабочем месте, и температуру окружающей среды, и другие показатели. С помощью беспроводных технологий информация передаётся на сервер, и можно в реальном времени отслеживать условия труда рабочего, – пояснил Сергей Яцун.

 

Проверено холодом

Испытаниями разработки в Норильске руководит главный технолог производственного подразделения ООО «Норильскникельремонт» Виктор Диконенко. Прежде чем стать руководителем, он около 15 лет работал слесарем и сварщиком, поэтому знает, как трудно приходится рабочим. Виктор Владимирович сам проделывал различные работы в экзоскелете, чтобы потом научить остальных.

 

– Производил, к примеру, замену запорной арматуры весом 52 кг. В экзоскелете с лебёдкой на это потребовалось 3 минуты 48 секунд. При этом работать было комфортно, конечности не затекают. Для сравнения, без экзоскелетов эту же задвижку меняли три человека. У них на это ушло 3 минуты 24 секунды, – пояснил Виктор Диконенко.

 

По словам технолога, использование экзоскелета при подъёме грузов защищает спину и ноги от растяжений и других травм. А если таковые уже есть, позволяет работать полноценно.

 

– Сейчас мне 47 лет. В юности я занимался тяжёлой атлетикой, и у меня была серьёзная травма правого колена. Сейчас мне тяжело делать резкие движения, я с трудом поднимаю гантель весом 16 кг. В экзоскелете я могу перенести тонну груза за 15 минут, – поделился Виктор Владимирович.

 

В общей сложности норильские специалисты испытывали экзоскелет 320 часов при температуре от плюс 10 градусов до минус 30. Виктор Диконенко даже проходил в нём 3-километровую дистанцию по снегу и льду, прыгал, бегал, но не выявил существенных недостатков.

 

«Норникель» планирует снабдить экзоскелетами работников, задействованных как в горной добыче, так и в металлургическом производстве. В этом году планируется поставка 100 экзоскелетов Exo Heaver для предприятий России. Предсерийная версия уже изготовлена. Взять разработку на вооружение намерена и компания «Металлоинвест». Образцы экзоскелета испытают в производственных условиях уже в ближайшее время.

 

По словам представителей «Норникеля», применение экзоскелетов не повлечёт сокращения сотрудников. Это нужно для оптимизации работников между подразделениями и соблюдения техники безопасности. При этом Виктор Диконенко отметил, что выбор компании не случайно пал на отечественную разработку.

 

– Это в какой-то степени патриотизм. Плюс в Германии, США, Японии и Южной Корее те прототипы экзоскелетов, которые есть на рынке, во многом не доработаны. К примеру, в японской версии при наличии электроприводов в руках и ногах максимальный вес, который можно поднять, 17 кг, а стоит в сотни раз больше курского. Наш сибирский мужик может груз в 25 кг ногой пнуть, и он полетит, экзоскелет для этого не нужен, – считает Виктор Диконенко.

 

Чтобы костюмчик сидел

Курские учёные постарались сделать конструкцию экзоскелета максимально комфортной, подстраивающейся под естественные движения человека.

 

– Человек в экзоскелете может свободно перемещаться вперёд, назад, наклоняться вправо, влево, покачивать бёдрами, разводить ноги в стороны, перемещаться по лестнице. Понятно, что есть небольшое сковывание движений, но если его не будет, экзоскелет не будет помогать, – пояснил конструктор-испытатель Ярослав Никулин.

 

Рабочие «Норникеля» рассказали, как тестировали курский экзоскелет

По словам конструктора, сейчас металлические «кости» берут на себя 90 процентов нагрузки. Преимущество курского экзоскелета кроется и в его универсальности. Всего за несколько минут с помощью специального ключа можно подогнать устройство под параметры конкретного человека. Основное значение играет рост.

 

– Если им пользуется один человек, как это предполагается на производстве, нужно изначально произвести настройку и этого будет достаточно, – пояснил Ярослав Никудин.

 

Эту опцию испытатель продемонстрировал на корреспонденте «КИ». Для эксперимента взяли облегчённую версию экзоскелета без лебёдки и крана. В таком виде он весит ровно 20 кг. Плюс по технике безопасности полагаются каска и очки. Конструкция надёжно фиксируется на стопах и бёдрах, верхняя часть надевается как рюкзак. Новичкам ходить в такой амуниции непросто, но как отмечают конструкторы, это дело привычки.

Следующее испытание – подъём груза. Он крепится верёвками к жёстким держателям в районе плеч. Две гири по 10 кг в экзоскелете ощущаются примерно как 2 кг. Перемещаться с такой ношей тоже нетяжело – нагрузка равномерно распределяется по всей конструкции.

Чувство полной лёгкости наступает, когда снимаешь и гири, и экзоскелет. В общей сложности набор весит 40 кг. Вероятно, для мужчин, привыкших работать в тяжёлых условиях на производстве, разница будет не так ощутима, как для журналиста. К тому же, по мнению специалистов, плюсов от ношения экзоскелета гораздо больше.

 

Кристина Леонова

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *